«Новая
парадигма обучения и воспитания учащихся опирается на равноправное
сотрудничество педагога и ученика, усвоение образцов деятельности и
интегрированного знания на основе интересов и творческой мотивации ребенка». [5,
14]
В связи с этим особую актуальность
приобретает технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в
том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться
приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у
себя исследовательские; развивают системное мышление.
«Под проектом подразумевается специально
организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе
субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием
продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе
проектирования, и его представления в рамках устной или письменной
презентации». [5,228]
Характерной особенностью проектной
технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует
интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной
деятельности.
В соответствии с типологическими
признаками, следует обозначить следующие типы проектов:
«Таблица 1.юлогияпроектовдняя
общеобразовательная школа"// Типология проектов»
Типологические признаки
|
Типы проектов
|
1.
по
доминирующему методу
|
·
исследовательские
·
творческие
·
ролево –
игровые
·
информационные
·
практико - ориентированные
|
2.
по признаку
предметно – содержательной области
|
·
монопроекты
·
межпредметные
|
3.
по характеру
координации
|
· проекты с
открытой координацией
· проекты со
скрытой координацией
|
4.
по характеру
контактов
|
·
внутренние
·
региональные
·
международные
|
5.
по количеству
участников
|
· личностные
·
парные
·
групповые
|
6.
по
продолжительности проведения
|
· краткосрочные
· средней
продолжительности
· долгосрочные
|
В реальной практике, чаще всего приходится
встречать смешанные типы проектов. Каждый тип проекта
имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения. Поэтому, разрабатывая
проект, надо учитывать признаки и особенности каждого из них.
Основные требования
к использованию метода проектов:
1. наличие значимой в исследовательском, творческом
плане проблемы или задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска для ее;
2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. структурирование содержательной части проекта;
4. использование
исследовательских методов.
Выделяют следующие стадии разработки структуры проекта:
· организационно-подготовительная
стадия – проблематизация, разработка проектного задания (выбор);
·
разработка
проекта (планирование);
·
технологическая
стадия;
·
заключительная
стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение,
саморефлексия).
На первом этапе учитель создает условия
для включения всех учащихся в работу над самим проектом.
Первый
этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Тема может
быть предложена как учителем, так и самими учащимися. Введение темы проекта, ее
обсуждение, комментирование также способствует развитию иноязычной
коммуникативной компетенции учащихся.
Работа над проектом должна стимулировать
учащихся практически использовать иностранный язык и желание работать
самостоятельно.На последующих этапах учитель становится консультантом. Он
меняет свой стиль общения с учениками, внимание учеников акцентируется на
содержательном аспекте их деятельности, раскрывается цель выполнения каждого
задания. На этапе разработки проекта, когда идет обсуждение, больше включены в
работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся
подбирают материал и делают записи – чтение и письмо.
На этапе презентации для представления
полученных результатов их комментирование
в качестве основных умений будут выступать устная речь и письмо. Во
время презентации оставшаяся часть класса делает записи. Когда презентация
закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои
комментарии и предложения, используя иностранный язык как средство общения.
После общей презентации учитель
обсуждает с учениками их мнение о работе над проектом, говорит с ними о
трудностях и пожеланиях на будущее». [2,55]
При оценке готового проекта следует
обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом
для развития личности учащихся является степень их творчества и оригинальности
при выполнении проекта. Необходимо попросит учащихся сдать черновик работы, что
позволит указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу.
В своей педагогической деятельности
активно использую эту технологию на всех этапах обучения.
Проектная
деятельность включена в рабочие программы по английскому языку со 2 по 11
класс. В конце каждого раздела учащиеся презентуют свои работы. В старших
классах, как правило, учащиеся оформляют свои работы в виде презентации в Microsoft Picture Manager. Учащиеся младших
классов выполняют проекты в виде открыток, поделок, коллажей, стенгазет,
буклетов.
В 9 классах в рамках предпрофильной
подготовки я провожу курс «Деловой английский», которая разработан мною. Данный
курс способствует расширению лексический запаса, лингвострановедческих знаний и развивает
коммуникативные умения. В основе
элективного курса «Деловой английский. Едем за границу» также лежит технология
проектного обучения. Учащиеся выполняют 3 проекта. В качестве основной формы
контроля знаний, умений и навыков является устная презентация проекта.
Проектная деятельность осуществляется на
учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети выполняют и другие виды
деятельности – учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д.
Технология
проектного обучения мною реализуется и во внеурочной учебной деятельности,
например в программе кружка «Юный лингвист», которая способствует расширению лексическо-грамматических знаний,
позволяет учащимся проявлять свое творчество, общаться на иностранном языке.
В 2010 году я работала совместно с учащейся 7б класса Еной Лилей над телекоммуникационным проектом в рамках конкурса «Отчизна
Дон-Кихота» с использованием программы Web 2.0.
Считаю необходимым постоянно работать
над повышением интереса к изучению иностранного языка и развитием личности
учащихся посредством технологии проектного обучения.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Методологические стратегии
личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской Академии /
РАО.2000. №3. С.23-32.
2. Зимняя И.А.,
Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные
языки в школе. 1991. №3. С. 9-15.
3.
Мартынова Т.М.
Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные
языки в школе.1999. №4.
4.
Мильруд Р.П.
Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные
языки в школе. – 1995. – № 5. – С. 13-18.
5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках
иностранного языка // Иностранные языки
в школе. 2000. №2. С. 3-10.
6.
Селевко
Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., Т. 1. М.: НИИ школьных
технологий, 2006. С. 228-238.
|